Если бы можно было написать В.А. Сухомлинскому

В мое время были очень популярны письма потомкам. Мне бы хотелось обратиться с письмом к классику отечественной педагогики, Василию Александровичу Сухомлинскому. Для чего, с какой целью я пишу? Может быть, на часть моих вопросов я получила бы ответ. Главное, что хотелось бы спросить - что значит "ставить себя на место ребенка"? Это очень важное умение учителя, учитель, который им не обладает - сухарь и педант. Я, мне кажется, немного сухарь, иногда завидую коллегам, к которым дети подходят, чтобы обнять. Хотя бывает и на моей улице праздник, надо только первой протянуть руки, это очень важно, немного потянуться навстречу, ребенок поймет, примет твой жест. Я это совсем недавно поняла, посмотрела, как общаются с детьми душевные педагоги нашей школы. А раньше в моем арсенале были только слова, но слова в нашей работе недостаточно, обязательно нужно прикосновение. Тогда, на какой-то момент, может быть, я становлюсь на место ребенка.
Очень бы хотелось спросить про оценки. Да, я понимаю, мы все понимаем, что двойки нежелательны в нашей работе, и не ставим их без крайней необходимости, а поставив, тут же стремимся "закрыть", это же "наша" двойка, это мы себе поставили... И качество знания с уровнем обученности никто не отменял. Но почему, тот, кому мы её поставили, допустил такое? Не сделал и, кажется, что ему все равно. Нет, я не хотела причинить боль этой оценкой, я её, скорее всего, и не выставлю, но задание-то не сделано. Чья это вина, моя, как учителя, или его? Сложное, либо неинтересное, либо непонятное задание, возможно, отпугнуло ребенка, а может быть, ему просто было лень, забыл, не нашел времени. Я стараюсь давать не очень большие задания, помня, что дети достаточно перегружены, но делают далеко не все. Учусь постоянно, как мотивировать детей на более продуктивную работу, помня, что "тот, кто ленится на уроках, теряет много свободного времени в будущем". Стараюсь делать задания на актуальном для детей, личностно-значимом материале. Или такие, которые понятно как делать, творческие задания, задания разного уровня.
Но если я даю задания разного уровня, то как ставить оценку? То, которое полегче, должно оцениваться ниже, его никто не возьмет. А которое более сложное - тоже может быть не выбрано. Причем, оценки надо обязательно предварительно объявить, чтобы дети знали за что берутся, на какой балл могут рассчитывать. Как быть?
И еще. Читала про Вашу Школу радости. Принципы, которыми Вы руководствовались, мне очень близки и понятны. Воспитание - первоочередная задача школы, да, полностью согласна. Воспитывать с помощью природы, рисования, музыки, труда - это мы стараемся применять на уроках. В этом году первый раз провели парковый урок с коллегой, урок получился межпредметный - физика, география, математика, информатика. Детки увидели всю нашу межпредметность, назвали её, и это был очень важный момент, особенно, когда первой назвали географию, так как первым заданием была работа с картой. Физику дети увидели тоже, мы предложили исследовать на примере парковых объектов виды движения и некоторые фундаментальные физические величины: период колебания, частоту. Для работы у ребят был рабочий лист, где надо было сначала исследовать, получить величину, а уже потом прочитать, что они нашли. Наши дети справились со всеми заданиями, им очень понравилось заниматься без учебников, я сама заметила праздничное настроение, которое не покидало нас, пока мы не пришли в школу. Хорошо бы все время учиться в парке, музее, супермаркете, детям надоедает скучный класс, они с радостью выходят из школы, чтобы получить знания. Но учитель должен очень хорошо продумать ход такого урока, подготовить рабочие материалы, подумать о безопасности. Вот мы, например, когда шли в парк, не встретили препятствий, а когда шли назад, встретили упавшее дерево, которое преградило нам путь.
Природа - очень важный источник знаний. И не только знаний, это еще источник здоровья. В Вашей книге "Сердце отдаю детям" я читала, как повлиял на малышей год занятий в Школе радости, когда каждый урок проводился на природе, не в классе (по возможности), к каким радостным для Вас результатам это привело. Дети поздоровели, приобрели те умения, которые понадобились им в начальной школе и дальше. Вы с горечью пишите о неразумной, вредной для здоровья организации уроков в обычной школе. Когда 5-6 уроков продолжаются в группе продленного дня, в итоге ребенок устает, выматывается. Я не работаю в начальных классах, но когда была классным руководителем в 5 классе, мы после школы тоже всегда гуляли, и зимой и летом. Был у нас и спортивный час, который проводили в спортзале, играли в мяч, подвижные игры. Ребятам эти часы очень нравились, я это видела по их посещаемости.
Одну цитату я все же приведу "Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последуующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряженный умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребенок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим." Моя дочь тоже учится в школе, и нет возможности исключить умственный труд перед сном, бывает и больше занимает заучивание. Согласна, как учитель и родитель, что это очень плохо, вредно и непродуктивно, но как можно от этого избавиться?
Вот такое письмо, все вопросы - мои, родные, наболевшие. Я буду искать ответы сама, опытным путем, общаясь с коллегами, читая труды классиков педагогики, обучаясь на курсах. Самое главное - поставить перед собой вопрос. А ответ на него обязательно найдется. Я уже много раз это замечала. 
Мой трехчастный дневник




6 комментариев:

  1. Ирина, "чужие" письма не принято читать, но Ваше просто невозможно не прочитать. Спасибо за Ваши размышления, за обозначенные наболевшие вопросы. Согласна с Вами, если вопросы поставлены - ответы всегда найдутся.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересный прием! мышление начинается с вопросов, нет вопросов - о чем думать?

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемые коллеги, большое спасибо за отзывы! А Наталью очень хочу поблагодарить за редактирование и помощь в оформлении статьи!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за искренность и неформальный подход!

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина Викторовна, позвольте небольшой совет-убрать форматирование, и тогда цитата не изменит цвет фона

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо, воспользовалась советом.

      Удалить